Спектакль «Моя счастливая жизнь» в Санкт-Петербурге

1 год ago admin 0

Чем можно пожертвовать на пути к мечте? Многим – ответят некоторые, это того не стоит – парируют остальные… Возможно ли, однажды рискнув и пожертвовав всем, стать счастливее? Ответа на вопрос нет – есть только туман неизвестности, в который можно войти, а вот выйти там же вряд ли получится. И тут на вершине, сидя бок о бок рядом с мечтой, возникнет резонный вопрос – ты стал счастливее? Каков он, твой стакан жизни – полон или пуст?

Эти вопросы 27 августа задавала себе главная героиня Светланы Иванниковой, вскрывая затянувшуюся рану. Зачем, спросите Вы? Об этом спектакль – ответят Вам актеры – Светлана Иванникова и Светлана Сурганова… Это монолог о счастье, мечте, судьбе и… стаканах.

Светлане Иванниковой предстояло с Эрарта-сцены вести, перекликаясь с душевными струнами зрительного зала, довольно болезненный диалог с собой, а может и с воображаемым судом присяжных, утопая в жизненных фактах, историях, моментах, отпечатанных в памяти. Улыбаясь сквозь слезы, она горько усмехается и задается немым вопросом: «Игра стоила свеч?». Смерть матери, потеря взаимопонимания с дочерью, крах 15-летнего брака — словно ища помощи, она вновь и вновь повторяет : «Я шла к своей мечте, я не могла иначе». Героиня уводит зрителя на самое дно эмоций, рассказывая о себе «без купюр», без бахвальства и желания показать себя… За время спектакля, который, к слову, смотрится на одном вздохе, зрители смогли проследить, нет не основные вехи пути, а лишь отдельные эпизоды, вспыхивающие в сознании из-за неловко брошенного слова, выталкивающего воспоминания из глубин сознания наружу. И лишь героиня Светланы Сургановой выводит зрителей из ступора, от осознания, возможно, похожести историй на свои собственные.

Светлана Иванникова с первых нот начинает, словно хирург, готовый к операции, извлекать болезненные, глубоко скрытые эпизоды биографии, которые и вспомнить тяжело, и забыть невозможно. Первый аккорд – вспышка – история про маму, мир которой был, по сути, сужен до маленького угольного ушка заботы о близких. Героиня признается себе и окружающим в страшной мысли – смерть матери фактически может быть на ее совести. Спустя много лет, она признается себе: «Надо было тогда, уезжая за мечтой, оставить дочь матери», а что было бы тогда? Возможно ли, что смысл жизни матери не был бы утерян, и она смогла бы жить дальше. Что это для нашей героини? Первый шаг к мечте? Первая ступень?
А что позади? Закрывшаяся дверь, где в тишине остался близкий человек, потерявший смысл существования… Слезы на глазах и щемящая боль в сердце от неизбежного ответа и всей «патовости» ситуации. «Это я убила свою мать» — по сути, страшные слова, осознать которые не дано никому. Пытаясь оправдать свою позицию, героиня, цепляясь и моля о пощаде, проговаривает, словно мантру, свою мечту, в попытке вырваться из привычного круговорота – «оторваться от пайки с сеном». Ответа нет, да и не будет.

Следующая ступень и следующая вспышка – муж, для которого текущая жизненная «лужа» была самым уютным и нормальным местом в жизни, в которой нет места стремлениям, «род нищих». Может ли это устроить нашу героиню? Ответ очевиден – «мне нужен океан», который где-то дальше, и он зовет. Карабкаться вверх, во что бы то ни стало. Только не останавливаться и не оглядываться! Нет возможности или страшно? По сути, и то и другое… Следующая вспышка воспоминаний – дочь, с которой, увы, навсегда потеряна ментальная связь родителя и ребенка. Она могла бы вытащить из любой ямы заботой и вниманием, но нет, на пути к мечте наша главная героиня не нашла в себе силы побороться за дочь. И снова не оглядываться, снова бежать вверх… Игра стоит свеч?

И вот, дойдя до вершины, выдохнув, она в попытке оглянуться, поняла, что растеряла всех тех, с кем можно было бы поделиться достигнутым. «Смотри – я дошла», — крикнула она, но ответа не было, вокруг никого не осталось. Нет звена, соединяющего тебя с миром радости. Хотя, есть же близкая подруга Соня, для которой, по словам нашей героини, она стала тем человеком, на котором держится мир.
А так ли это? Может все наоборот, это Соня, собирающий образ того самого шатающегося веревочного мостика между миром героини и его внешними проявлениями. «Одиночество – это когда тебя некому забрать из морга» — парирует Соня. Она, словно спасательный круг помогает героине, да впрочем, и всем присутствующим не утонуть, в жизненном омуте происходящего.
0pugyta278e
Она появилась под самый занавес, и мы понимаем, что то дно, на которое в эмоциональном плане опустилась вместе со всеми героиня Светланы Иванниковой – это всего лишь площадка, от которой еще есть возможность оттолкнуться. Соня начинает тормошить и выискивать моменты радости, делая искусственное дыхание и пытаясь вернуть к жизни всех «утопающих». Конечно же, в ее жизни были и положительные моменты, конечно же, она была счастлива. Как же вернуть то ощущение, то щемящее ощущение от предвкушения жизни? Ответ один – вспоминать!

Вспоминать лучшее — моменты, стертые и вытесненные из памяти, мимолетные урывки, эмоции, все то, что делает тебя счастливым человеком. Героиня отворачивается, утирая слезу. Сломлена и опустошена, однако, пока есть хоть один человек, который в тебя верит – ты сможешь идти дальше. Пока рядом с тобой хоть один близкий человек, не существует «потом», есть только «сейчас» — помните об этом. А Ваш стакан наполовину полон? Обернитесь…

Корреспондент — Евгения Морогина
Фотограф — Александра Орлова, Анна Черника

Flickr Album Gallery Powered By: Weblizar