Интервью с Сергеем Рудаковым — лидером группы «Радиопомехи»

8 месяцев ago admin 0

Группа Радиопомехи — достаточно интересное явление на музыкальной арене. Коллектив играет на стыках инди-рока и гараж-рока с вкраплениями поп-рока и панка, а их музыка варьируется от оголтелых панковских танцев до лирических композиций.
Нам удалось пообщаться с лидером группы Сергеем Рудаковым.

Кто сейчас входит в состав группы «Радиопомехи»?

На данный момент «Радиопомехи» это трио. Алексей Пьянков — гитара, Сергей Рудаков — бас, голос, Иван Майоров — барабаны.

Как возникло название «Радиопомехи» ты уже неоднократно рассказывал в интервью, а больше не приходило в голову мысль о смене названия? Не было таких «шальных» мыслей?
«Радиопомехи» в полной мере выражают концепцию нашего творчества — отсутствие привязки к определенному стилю, формату, а также периодическую неполиткоректность и отсутствие табу на какие-либо темы. Очень много радиостанций заливают в уши мейнстрим, навязывая тем самым определенный вкус слушателю, зачастую, на мой взгляд, выдавая не самый качественный продукт. Основным критерием шоу-бизнеса стала коммерция и соответствие определенному формату. Мы не подгоняем нашу музыку под определенные рамки, да и на радио мы нечастые гости. Кроме того, мне нравится, как это звучит, поэтому шальных мыслей больше
нет.

По образованию ты учитель истории и экономики. Я так понимаю, что знание истории помогает писать тексты, высмеивать какие-то моменты, где-то поиграть с сарказмом? Или нет?
Образование в свое время помогло расширить кругозор и воспитать желание искать что-то новое , тягу к знаниям. В своих текстах мы не обращаемся к вопросам истории, не затрагиваем политические процессы и косяки в прошлом нашей страны. Сарказма в наших песнях много, но появился он на основе современных реалий, а не исторического образования.

Считаешь ли ты, что это было лишнее для тебя образование?
Образование не бывает лишним. Не стоит жалеть о полученных знаниях, даже если кажется, что в жизни они не пригодились. Так же не стоит жалеть о прочитанных книгах, просмотренных фильмах и так далее. Все это создает определенный багаж, словарный запас, дает гораздо больше тем для размышлений и для песен.

Сергей, ты часто в интервью говоришь о том, что вы самоучки, что плохо знаете нотную грамоту и все в таком ключе, а вообще музыкальное образование важно для музыкантов, как ты считаешь?

На самом деле, с годами нотная грамота стала ясна. Хотя с листа по нотам никто из нас ничего путного не сыграет, элементарные знания появились. Появились с опытом. Есть люди, которые благодаря музыкальному образованию способны творить безбашенные вещи, а бывают ситуации, когда это мешает. Иногда погоня за качеством и нестандартными решениями убивают жизнь в музыке, в таком случае профессионализм мешает энергетике.

А остальные ребята в команде, кто по образованию?
Леша работает дизайнером в рекламном агентстве, а Ваня архитектор

У вас широкие вариации по направлениям – от индии-рока до гараж-рока, захватывая панк. А к чему больше тяготеет публика, которая приходит на концерт? Что ей больше по душе?
На концерты ходит разная публика. Так же как мы играем разную музыку, так и вкусы слушателей разнообразны. В концертных программах мы стараемся играть разноплановые композиции, чтобы каждый слушатель нашел что-то по душе. Естественно бывают тематические выступления, например, если мы играем на панк-фестивале, то выбираем программу пожестче, так как понимаем, что любителей романтики и любовных соплей среди пришедших не будет. Вообще в каком бы стиле мы не играли, все это части единого целого. У нас, как и у любого человека бывают разные настроения, которые требуют определенной музыки, кроме того эксплуатируя один и тот же стиль сложно избежать повторений и это быстро наскучит как музыкантам, так и слушателям.

Пишут ли Вам поклонники отзывы в соц.сетях? Конструктивные предложения? Были ли случаи, когда Вы, может, воспользовались каким-то предложением?
Да, конечно пишут. Нас интересует мнение о каждом нашем релизе, о каждом сингле. В соответствии с отзывами мы составляем мнение о нашем продукте, прикидываем какие песни ближе публике, вычисляем собственные ошибки, составляем концертный трек-лист.

Есть ли какие-то направления в музыке, которые хотелось бы тоже опробовать, но пока не в силах к ним подступиться в силу каких-то обстоятельств?
Все происходит само собой. Стилистическая близость к какому-либо музыкальному стилю и саунд зависит от физических возможностей и придуманного материала. Если вдруг нас переклинит, и мы подготовим песню в духе тяжелой музыки и будем ей довольны, то мы непременно ее запишем. Если сделаем стоящий рэпняк, то нас тоже ничего не остановит. Это все эксперименты, которые появляются внезапно, поэтому я не берусь загадывать.

Самый крайний Ваш альбом на сегодняшний день – «Самая счастливая среди рыб», как возникло такое название? Кто автор обложки?
Предварительное название альбома — «Танцует север». В альбоме было много около-танцевальных треков, но впоследствии дэнс был разбавлен медленными психоделичными треками, по названию одного из них был назван альбом. Самая счастливая среди рыб — альбом мрачный и грустный по смыслу, но легкий и мелодичный по музыке. Депрессивные настроения поданы в виде ритмичных ламповых песен. Это может показаться абсурдом, но именно за счет, казалось бы, взаимоисключающих содержания и формы альбом получился очень цельным. А песня «СССР» лучше всего это настроение характеризует. Обложку придумал и оформил наш гитарист Леша Пьянков. Он же кстати выступил звукорежиссером, нашел саунд и свел весь альбом.

Жанр альбома индии-рок, почему решили альбом сделать в этом ключе, более лирическом что ли…
Не было цели делать альбом в определенном ключе. Когда трек-лист был определен, нам показалось, что если уж пытаться стилистически охарактеризовать альбом, то инди-рок подходит больше всего. Впрочем, для нас инди-рок — это не музыкальные рамки, а скорее суть творчества — инди — как Независимая музыка. Независимая от форматов, предпочтений большинства, студий и продюсеров. Весь альбом (как и предыдущие) записан дома, без привлечения продюсеров, профессиональных звукачей и так далее.

Можно ли сказать, судя по этому альбому, что каждая композиция содержит в себе всю историю альбома просто с разных углов? Или только прослушав все треки можно составить общее впечатление?
Да, альбом нужно слушать целиком. Не знаю насчет общего впечатления, но альбом должен создавать определенное настроение. В нем безусловно есть определенный стержень. Это не смысловая концепция, а скорее эмоциональный сгусток, не всегда связанные между собой картинки из жизни вызывающие наплыв схожих эмоций. В альбоме очень много зимы и холода. Если взять заглавную песню «Танцует север», то север здесь не географическое понятие, а скорее духовное. Если любовь в литературе зачастую характеризуется как «тепло». То холод — это «нелюбовь». Танец всегда был проявлением чувственности и эмоции, но в этой песне танцплощадка не объединяет людей, а скорее усугубляет одиночество каждого. Эти люди не особо приспособлены к жизни в социуме и не способны на чувства. Это лишние люди, и тема лишнего человека прослеживается через весь альбом. Следом идет Аутсайдерская алкогольно-романтическая “Москва“, «Самая Счастливая Среди рыб», как уход из реальности и так далее. Заканчивается эта экзистенция фатальным выстрелом в заключительном треке «Падает снег». Даже единственная «жизнеутверждающая» песня «Ядерная зима» является по сути постапокалиптическим пейзажем.

Сами как оцениваете альбом? Как очень крутой или как очередная ступенька на пути к «лучшему» своему альбому?
На данный момент это самое интересное что мы сделали. Конечно, есть недочеты проявившиеся уже после записи, но, наверное, нет музыканта на 100 процентов довольного своим произведением, потому что это конец. Напиши песню, которую считаешь лучшей и можешь смело завязывать с музлом. Для нас это новый опыт, новая музыка, новый саунд и новый подход к музыке. Реакция публики показала, что мы на правильному пути. Теперь есть дилемма — либо развиваться в этом направлении, либо искать что-то другое и затевать новый эксперимент. В целом я доволен проделанной работой — 9 месяцев студийной работы дали полноценный плод. Некоторые наши поклонники, сравнив «СССР» с предыдущим релизом «Подделка (2014)» обвинили нас в попсовости и предательстве пана-рока, но меня это ничуть не ломает, потому что это действительно искренние песни.

Я знаю, что ты еще и рисуешь, не хочется устроить выставку своих работ, так сказать для своих, выставка + концерт?
Рисую я если честно сказать крайне редко. Это, наверное, даже не хобби, а баловство. Я взял в руки краски год назад и понял, что это очень трудоемкий процесс. Даже если ты рисуешь конченый инфантилизм-идиотизм, на это уходит масса времени и красок. Впрочем, я намерен отнестись к делу серьезно и довести до ума массу эскизов. Если я заморочусь, то выставке быть! Но пока все силы отнимает музыка.

Есть ли такие песни у тебя, которые лежат, грубо говоря, «в столе» и ждут своего часа?

Да. Есть песни, написанные за 10 минут, есть которые дописывались за 1-2 года. Если я не закончил текст сразу, то необходимого настроения иногда приходится ждать месяцами и годами. Есть старые песни, которые через несколько лет забвения в столе вдруг становятся актуальны. Бывает, что текст долгое время ждет своей музыки и аранжировки или музыка ждет текст. Иногда готовая песня ищет свое место в альбоме среди других песен. Так что, в столе припрятано много чего.

В одном интервью ты обмолвился, что за вдохновением едешь в Питер, а что больше всего в Питере вдохновляет?

Наверное, атмосфера. Тут все цельно и не рассматривается в отдельности. Архитектура, капризная погода, Нева, история города. Город, в котором хочется жить и о котором стоит петь. Была мысль даже переехать, но оказалось, что творить удобней дома, а в Питер кайфовей ездить в гости.

Недавно у вас был сольник в Санкт-Петербурге, любите выступать в Питере? Или нет? Почему?
Да, я люблю выступать в Питере. Во-первых, Питер — город, который сложно удивить. Город с богатой культурой и историей рок-движения является отличным цензором творчества. То, что в провинции может сойти за шедевр, в Питере может никого не зацепить. Поэтому играя в северной столице, ты можешь трезво оценивать свои способности. Здесь есть действительно независимая музыкальная сцена и стоять на этой сцене чертовски приятно. За несколько лет мы много выступали по Питерским клубам, поэтому у нас есть свои поклонники и преданные фанаты. При такой поддержке хочется играть и играть.

Расскажи о дальнейших планах. Близится лето (можно сказать), фестивали, опен-эйры, у Вас как раз состав закрепился. Планируете пробовать себя в музыкальных тусовках?
Во-первых, есть наработки на следующий релиз. Я надеюсь весной он будет готов. Может это будет епишка, а может полноформатный альбом. Не хочется загадывать, посмотрим, как пойдет. Насчет фестивалей и дальнейшего продвижения, скажу, что будем стараться.


Ближайший концерт группы «Радиопомехи» состоится 11 февраля в Биржа Баре (СПб, Банковский переулок, 4).


БеседовалаЕвгения Морогина